ЭКСПЕРТ-КУРС "ФИЛОСОФИЯ"

Базовый курс посвящен основополагающим понятиям философии и обществознания, которые мы наиболее часто встречаем в культуре XX и XXI веков.

Открыт набор на курс "Философия. Умные слова и устройство современного языка"!
Начало занятий 1 марта!
Скачать расписание

Курс читает Ян Левченко - PhD по cultural studies Тартуского университета (Эстония), магистр истории искусств Европейского Университета в Санкт-Петербурге, профессор школы культурологии факультета гуманитарных наук Высшей Школы Экономики (Москва).

Курс включает 10 групповых лекционных занятия продолжительностью по 3 часа каждое. / Занятия проходят один раз по будням в утреннее с 11-00 до 14-00 время / По окончании курса выдается Сертификат. / Стоимость курса - 40’000 руб.

Слово автора программы: "Этот обзорный курс предлагает начать разбираться в «умных» словах и научиться к месту их упоминать, иногда подкрепляя ссылкой на фамилию автора. Ведущие направления и знаковые персоналии мировой социально-гуманитарной теории XX-XXI в. даются через резонансные понятия, преломляющие сквозные темы, скрепляющие культурный фон, поведение, мотивацию, способы мышления и говорения современного человека. Это не ликбез по философии в прямом смысле, потому что здесь не будет некоторых концепций, оказавших решающее влияние на эволюцию мысли. Здесь будут идеи, о которых чирикают воробьи на ветках, даже если не понимают, что делают это".

KMO_129957_00424_1_t218_132513

Программа:

  1. Новое. Многозначность понятия «модернизм» и сферы его применения. Когда начинается исторический модернизм и почему он не желает заканчиваться. Логика истории и ложь новизны от позитивизма XIX в. до постмодернизма конца XX.
  2. Симулякр. Броская идея «конца истории» (Фукуяма и другие). Постмодерн(изм) сейчас или навсегда? Почему он быстро закончился и чего хочет сменивший его метамодернизм?
  3. Рессентимент. Ницше — образец коммерческой биографии. Смерть бога, безумие и горячая обида по хорошему курсу. Длинная тень Ницше в мысли XX в. Как, почему и за что рессентимент стал структурным компонентом российской массовой культуры первой четверти XXI в.
  4. Комплекс(ы). Причины всеобъемлющей популярности психоанализа, его основные направления, стадии развития и поп-вариации. Как семинары Лакана обогатили кушетку Фрейда. Психоанализ кино (Жижек).
  5. Капитал. «Левая» на Западе и Востоке, их взаимные претензии и дискуссии. Какие бывают марксисты и почему неомарксисты на них не похожи. Почему мы левеем, даже если не хотим, и чем плох консерватизм. Как капитал стал «символическим»
  6. Абсурд. Экзистенциализм — шок мировых войн XX века или воспоминание о романтизме? Реабилитация тела (Мерло-Понти) и ослбаление субъекта (Хайдеггер и Сартр). За что экзистенциалистам досталось в эпоху молодежного бунта 1960-х?
  7. Коммуникация. Зачем людям нужны знаки и где их используют. Предпосылки семиотики как общей теории социальных и гуманитарных наук. Мода и поведение как знаковые системы (Барт, Лотман).
  8. Мобильность. Философия движения от прогулок Аристотеля до автомобилизма Джона Урри. Этапы развития и осмысления туризма как системы материально-символического обмена в обществе потребления (от Веблена до Макканнелла).
  9. Гендер. Связь с феминизмом («Третья волна», радфем и либфем (что?)) и преодоление политических ограничений в исследованиях искусства (Гризельда Поллок, Линда Нохлин). Связь с квир-культурой (Джудит Батлер).
  10. Другой. Истоки и смысл постколониального подхода. Ориентализм (Саид), голоса угнетенных (Чакраворти-Спивак) и пр. Почему разделение на расы — это и есть расизм? Причины неудачи советской (интер)национальной политики.

    Преподаватель:

    Ян Левченко

    Онлайн-запись

    ВВЕРХ