ВЕСЬ ЭТОТ РОК-Н-РОЛЛ!

Курс-исследование, курс-импровизация, в котором каждое занятие – действительно открытие. История современных музыкальных жанров с песнями, танцами, модой, экскурсами в искусство, культуру, социологию, политику.

Автор - искусствовед, Главный кратор отдела Новейших течений ГТГ - Кирилл Светляков.

Курс рассчитан на 15 лекционно-семинарских занятий продолжительностью 3 часа с перерывом на кофе-брейк. / Занятия будут проходить 1 раз в неделю, по средам, с 19.00 до 22.00. / Стоимость курса – 60.000 рублей

david-bowie-exhibition-va-london-cover-1

 Программа:

1. Предпосылки – поп-музыка как формат саморефлексии пост-военного человека: формулирование экзистенциальных и практических причин актуальности данного курса для слушателей; слагаемые муз.формата, востребованного новой исторической ситуацией.

2. Рождение феномена. Протожанры, первоматерия: Инвентаризация локальных и международных муз.направлений, лёгших в основу рождающегося поп-формата: фактология первых шагов поп-культуры. Ч. 1 – великие негритянские протожанры: блюз, ритм-н-блюз, госпел, карибы, афро, джаз.

3. Рождение феномена. Протожанры, первоматерия. Ч. 2 – великие белые протожанры: фолк, кантри, рок-н-ролл, эстрада, классика.

4. 1960-е – «десятилетие тысячелетия»: событийный ряд, поставленные проблемы и «дух» 1960-х гг. – возможно, ключевой декады истории мировой культуры и квинтэссенции поп-музыки.

5. Поп-музыка в художественном контексте вт.пол. XX века: взаимосвязь с изобразительным искусством, визуальная компонента в творчестве поп-артистов как самоценное художественное явление.

6. Поп-музыка в общественно-политическом контексте XX века: Присутствие и влияние поп-музыки на политику и общественную жизнь вт.пол. XX столетия, экспансия поп-языка в самые неожиданные сферы.

7. «The Beatles» VS «The Rolling Stones»: «инь и ян» поп-музыки, аполлонический и дионисийский взгляд на «три аккорда», развитие этих принципов в творчестве музыкантов последующих эпох.

8. Дэвид Боуи как единая матрица попа/ стиля: демонстрация 60-летней (1960-е – 2010-е гг.) идеологической, стилистической, эволюции поп-музыки на примере самого выдающегося, в плане репрезентативности, артиста в истории.

9. Немного музыковедения ч.1. Ритмы: Разбор собственно музыкальной составляющей попа, «кирпичиков», из которых он изготавливается, – прежде всего, для понимания взаимосвязи ритмических акцентов (сильная, слабая доли, синкопа, свинг, «кач» и проч.) с той самой «магией», изучению которой посвящён курс. Для наглядности и интерактивности в данной лекции принимает участие профессиональный барабанщик и теоретик музыки вместе с ударной установкой.

10. Немного музыковедения ч.2. Звуки: Характерные для поп-музыки звуковые выразительные средства, гармонические и мелодические решения, инструменты и техники звукоизвлечения, великие инструменталисты.

11. Немного музыковедения ч.3. Голоса: Исключительная важность «человека у микрофона» как следствие абсолютизации индивидуальности в поп-музыке; дайджест самых грандиозных и характерных вокалистов попа – в привязке к их не менее характерным и ярким сценическим образам.

12. Поп-музыка и деньги: Рождение и смерть музыкальной индустрии как экономического феномена, массовость через продажу носителей, возможность прийти в каждый дом с грампластинкой как главная новая черта и уникальная характеристика поп-музыки; рыночные отношения, соотношение спроса и предложения как спасение и приговор поп-культуре;

13. Панк как перманентная инъекция самоочищения: феномен панк-рока как не только исторического эпизода вт.пол. 1970-х гг., но как вневременного эстетического «предохранителя», заложенного в ДНК поп-музыки механизма сохранения её ценностей.

14. Электронная музыка как «зазеркалье» попа: от радикального апполонизма первых электронных артистов до радикального дионисийства рейва. По аналогии с №9, в данной лекции принимает участие профессиональный диджей с оборудованием, демонстрирующий как образцы эволюционировавшего электронного звучания, так и специфическую технику диджейского ремесла («вертушки», винил и т.д.).

15. Поп-музыка в СССР и РФ – чему мы (не) научились? Проекция всей вышеизложенной проблематики на ситуацию в СССР/РФ, прямые заимствования и уникальные явления, исключительное влияние поп-музыки на распад Советского Союза и изменение менталитета поколений; судьба поп-культуры после возникновения отечественного музыкального рынка.

Преподаватель:

Кирилл Светляков

Онлайн-запись

ВВЕРХ