Курс "История и теория современного искусства"

Запись на курс по тел.: 8-916-100-43-53.

Курс стартует 24 января 2018 года

Автор курса - Сергей Попов.

ssuup_vs

Программа:

1. Ч.1. Вступление. Определение произведения искусства в условиях сегодняшнего дня. Границы искусства в истории искусства. Понятие современности. Границы современного искусства. Спорные и бесспорные ценности современного искусства. Терминология и хронология современного искусства. Проблемы и форматы его восприятия.

Ч.2. Происхождение понятие «современности» - Бодлер и Маркс. Основы современного искусства. Реализм, академизм к середине 19 века. Возникновение фотографии и новые принципы оптики. Эдуар Мане. Импрессионизм как новаторская визуальная система. Клод Моне, Эдгар Дега, Гюстав Кайботт.

2. Ч.1. Постимпрессионизм – новые типы видения. Сёра, Ван Гог, Сезанн и их воздействие на искусство 20 века. Николай Ге, Эдуард Мунк – предтечи экспрессионизма. Модерн. Синтез искусств. Вопросы технологий. Искусство в системе капитализма. Футуризм. Пикассо и кубизм. Ч.2. Василий Кандинский – рождение абстракции. Первопроходцы беспредметности: Михаил Ларионов, Франтишек Купка, Робер Делоне. Демиурги: Казимир Малевич, Пит Мондриан. Группы «Супремус» и «Де С тиль». Проблематика абстракции в ХХ веке.

3. Ч.1. Александр Родченко – новые типы беспредметного искусства. Конструктивизм. Группа ЛЕФ и проблемы производственного искусства. Поэтическое слово и книга художника. Изменение характера медиа в искусстве. Новая теория культуры. Беньямин. Ч.2. Марсель Дюшан и реди-мейд. Дада и сюрреализм. Ман Рей. Рене Магритт. Парижская школа. Искусство между двумя мировыми войнами. Павильоны всемирных выставок. Фотография, монтаж, коллаж. Документ как изображение.

4. Ч.1. Война как катализатор современного искусства. «Возможна ли поэзия после Освенцима?». Философия Адорно и негативная диалектика. Дискурсы современного искусства: фрейдизм, марксизм. Теоретические предпосылки современного искусства. Музеи современного искусства. Первые опыты современного искусства: от сюрреализма к абстракции. Альберто Джакометти. Вольс. Жан Фотрие. Ч.2. Послевоенный экспрессионизм и Фрэнсис Бэкон. Абстрактный экспрессионизм и наследие сюрреализма в Европе. Группа «КоБрА». Жан Дюбуффе. Антони Тапиес. Пьер Сулаж.

5. Ч.1. Александр Кольдер. Нью-Йоркская школа. Марк Ротко. Сай Туомбли. Джексон Поллок. Роль ЦРУ в пропаганде современного искусства. Ч.2. «Новый реализм» в Европе (Ив Кляйн, Пьер Манцони, Ники де Сан-Фаль) и возникновение поп-арта в Великобритании (Гамильтон, Блейк). Массовое потребление и информационные технологии как факторы новейшего искусства. Кинетизм и оп-арт.

6. Ч.1. Вопрос произведения искусства как материального объекта (Раушенберг, Джонс). Поп-арт в США. Вессельман, Розенквист, Ольденбург, Дайн. Калифорнийский поп-арт и Эд Руша. Ч.2. Роль личности в современном искусстве. Энди Уорхол – король поп-арта: образы звезд, «Фабрика», фильмы художника, воздействие на культуру андеграунда. Книги Уорхола и журнал Interview. Новый тип производства искусства. Йозеф Бойс – художник- шаман. Объекты, перформансы, инсталляции. Новое осмысление человека, природы, социума, роли художника. «Социальная скульптура». Манифест «Я вглядываюсь в характер поля».

7. Ч.1. Минимализм, концептуализм. Постживописная абстракция и теория художников (Рейнхард, ЛеВитт, Кошут). Скульптура и живопись «в расширенном поле». Серра и работа с публичным пространством. Европейский минимализм – Бюрен, Торони. Ч.2. «Бедное искусство» и ленд-арт.

8. Ч.1. Концептуализм: продукты и проекты. Роль текста и числа. Джозеф Кошут и его текст «Искусство после философии». Группа Art&Language, Он Кавара, Брюс Науман, группа «Коллективные действия». Джон Бальдессари. Политический концептуализм: Ханс Хааке. Социальная роль искусства и Ситуационистский интернационал. Концептуальные выставки.

Ч.2. Джон Кейдж. Музыка и танец на границах искусства. Флюксус – ускользающие формы искусства. Хэппенинг и перформанс 60-х. Аллан Капроу. Марина Абрамович и Улай, Вали Экспорт, Крис Бёрден, Вито Аккончи, Деннис Оппенгейм. Венский акционизм. Перформанс и театр. Московский акционизм как завершающий этап радикального перформанса. Перформанс в 21 веке. Политический активизм.

9. Ч.1. Постмодернизм – научная теория, связь с языком архитектуры. Роль семиотики, лингвистики. Новая философия искусства. Возвращение живописи, жеста. Гиперреализм. Люсьен Фрейд, Р.Б.Китай, Джулиан Шнабель. Ч. 2. Живопись после поп-арта: Герхард Рихтер. «Новые дикие» в Германии и «трансавангард» в Италии. Ансельм Кифер.

10. Постмодернизм (продолжение). Постколониальная теория. Новая уличная культура: Жан-Мишель Баскиа и Кит Харинг. Феминистский дискурс и женщина в художественном мире. Проблемы искусства третьего мира.

11. Ч.1. Фотография и искусство. Проблематика фотографии как медиа. История фотографии в XIX веке. Пиктореализм. Крупнейшие фигуры ХХ века: Штиглиц, Штайхен, Стрэнд, Картье-Брессон, Фридлендер, Мэпплторп, Аведон, Арбус. Ч.2. Постмодернизм и фотография. Синди Шерман. Джефф Уолл. Дюссельдорфская школа: Бернд и Хилла Бехер, Андреас Гурски, Томас Штрут, Томас Руфф. Новейшая фотография.

12. Ч. 1. Крупнейшие фигуры искусства конца 20 века. Джефф Кунс. Мэттью Барни. Уильям Кентридж. Молодые британские художники. Новое пространственное искусство: Уайтрид, Капур, Элиассон. Искусство во взаимодействии с архитектурой. Ч.2. Видео: история и ранняя практика видеоарта. Нам Джун Пайк. Ведущие фигуры видеоарта: Билл Виола, Дуглас Гордон, Тони Оурслер, Михаль Ровнер.

13. Ч.1. Новые технологии и искусство 21 века: как медиа изменило искусство. Влияние глобализации на контекст искусства. Прямая фотография. Новая живопись. Новый объект искусства: между живописью, скульптурой и документом. Ч.2. Public-art и street-art. Бэнкси.

14. Ч.1. Искусство окраин Европы. Искусство развивающихся стран. Ч.2. Теория и критика искусства. Образование. Молодежное искусство. Предпосылки искусства будущего. Новые формы: виртуализация и архив. Герои сегодняшнего дня: на кого стоит обратить внимание.

15. Ч.1. «Система искусства». Биеннале и кураторские выставки. Венецианская биеннале. Documenta. Локальные биеннале. Ч.2. Арт-рынок. Галереи и ярмарки.

ВВЕРХ